Введение в социальную философию   ::   Момджян Карен Хачикович

Страница: 808 из 830

Напротив, в докапиталистических обществах с "реципрокной" (основанной на дарообменемежду родственниками и друзьями) или "редистрибутивной" (предполагающей перераспределение продукта посредством механизмов власти) экономикой " элементы экономики погружены в неэкономические институты", что исключает саму возможность существования каких бы то ни было выраженно экономических групп" (цит. по: Этнологические исследования за рубежом. М., 1972. С. 50, 51). Спорный вопрос о функциональной роли экономики в различных по типу человеческих обществах мы постараемся рассмотреть ниже.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. С. 10.

4 Важно лишь избегать вульгарного понимания социальной пользы как пользы исключительно практической, связанной с непосредственной предметной адаптацией к среде существования. С позиций такого прагматического подхода нетрудно объявить дисфункциональным стремление англичан сохранять практически не нужную им монархию или такие "несовременные" формы поведения, как преклонение колена и целование знамени.

В действительности поддержание функциональной целостности общества предполагает не только средства и процедуры адаптивно-адаптирующего воздействия на природную и социальную среду, но и казалось бы, дисфункциональные ритуальные формы символического поведения, которые обеспечивают социальную солидарность, сплоченность людей, позволяют, по словам крупного антрополога Б. Малиновского, "сохранить конформность поведения индивидов и стабильность группы".

|< Пред. 806 807 808 809 810 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]