Страница:
823 из 830
Энгельса упрекнуть себя и своего покойного друга за ту гипертрофию "материализма", в которую впали их последователи (некоторые из которых отказывали эпохе Возрождения в праве именоваться "эпохой", полагая, что это типологическое определение применимо только к периодам развития материального производства, но не к состояниям культуры, прямо вытекающим из него).
80 Тем более, что не все носители духа стремятся к ней. Таким был, в частности, сам Маркс, не просто констатировавший зависимость духовного от практического, но считавший ее вполне нормальной - первый философ, потребовавший от философии не объяснения, а революционного изменения мира, смены "оружия" философской критики на "критику оружием".
81 Характерной иллюстрацией сказанного может служить стихотворение неизвестного поэта-ваганта, жившего еше в XII веке и яростно обличавшего ту власть, которую обрели деньги во вполне идеациональном, по убеждению Сорокина, обществе:
Ныне повсюду на свете
великая милость монете.
Ныне деньгою велики
цари и мирские владыки.
Ради возлюбленных денег
падет во грехе священник.
И во вселенском соборе
у каждого - деньги во взоре.
Деньги то бросят нас в войны,
то жить нам позволят спокойно.
Суд решает за плату
все, что хочет богатый.
Все продают, покупают,
берут и опять отнимают.
Деньги терзают нас ложью,
вещают и истину Божью...
Деньги повсюду в почете,
без денег любви не найдете.
Так будь ты гнуснейшего нрава
с деньгами тебе честь и слава.
Ныне всякому .
|< Пред. 821 822 823 824 825 След. >|