Введение в социальную философию   ::   Момджян Карен Хачикович

Страница: 85 из 830

Чрезвычайно важно понимать, что ценностное мышление, как правило, включает в себяэлементы рефлективного познания. Это происходит в ситуации, когда мыслители, рассуждающие о благом и пагубном, разумном и неразумном для человека, переходят от постулирования конечных целей существования к анализу реальных способов их достижения, т. е. обращаются к процедурам "отнесения к ценности", вполне доступным для научного мышления [19].

Подробно этот вопрос будет рассмотрен нами при изложении дискуссионной проблемы общественного прогресса. Пока же повторим главный вывод: ценностное познание - в той мере, в какой оно есть выражение реальных ценностных приоритетов людей, а не только деятельность "общественного воображения", отлично от рефлективного познания действительности. Общезначимость, "интерсубъективность" ценностных суждений, определяемая и проверяемая их адаптивностью, не равна безразличной к любому субъекту объективности истин [20].

Именно это положение лежит в основе представления о двух формах философствования, которым мы руководствуемся при определении целей и задач социальной философии.

5. ЦЕННОСТНАЯ И РЕФЛЕКТИВНАЯ ФОРМЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ

Обе ветви философского познания связаны с духовной потребностью человека осознать свое место в окружающем и охватывающем его мире, однако фундаментальная оппозиция "мир - человек" рассматривается ими с принципиально различных позиций.

|< Пред. 83 84 85 86 87 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]