ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ. Часть 2. :: Радугин А. А.
Страница:
47 из 420
Это не значит, однако, чтобы логическое содержание этой идеи стало вполне ясным для общего сознания; напротив, это содержание является весьма смутным и неопределенным не только для полуобразованной толпы, толкующей вкось и вкривь о развитии, но даже иногда и для ученых и философов…
…Прежде всего развитие предполагает один определенный субъект (подлежащее), о котором говорится, что он развивается; развитие предполагает развивающегося. Это совершенно просто, но тем не менее иногда забывается. Далее, с субъектом развития не может быть безусловно простая и единичная субстанция, ибо безусловная простота исключает возможность какого бы то ни было изменения, а следовательно, и развития… Подлежать развитию, с другой стороны, не может и механический агрегат элементов или частей: изменения, происходящие с гранитной скалой или с кучей песка, не называются развитием…
…Ряд изменений без исходной точки и продолжающийся без конца, не имея никакой определенной цели, не есть развитие…
…Развитие есть такой ряд имманентных изменений орга нического существа, который идет от известного начала и на правляется к известной определенной цели: таково развитие всякого организма; бесконечное же развитие есть просто бессмыслица…(187)
Соловьев В. Философские начала цельного знания // Сочинения: в 2-х т, Т. 2. – М., 1988. – С. 141,142.
…Существенная особенность философского умозрения состоит в стремлении к безусловной достоверности, испытанной свободным и последовательным (до конца идущим) мышлением.
|< Пред. 45 46 47 48 49 След. >|