Страница:
95 из 128
Рассмотрим в заключение этот же рассказ в Евангелии Луки , вкотором, как и у Матвея, мы находим всю основную часть события дословно переписанной из Марка:
«Когда пришли на лобное место, столбовали и двух разбойников направо и налево от него ( 23 , 33), и была над ним надпись по-гречески, по-римски и по-еврейски: «это верховный вождь иудаистов» ( 23 , 38). Был шестой (палестинский) час (т-е. полночь), и вдруг сделалось затмение (σκότος) по всей земле до девятого часа (т.е. до 3 часов ночи). И затмилось солнце (εσκοτίσθηόήλιος), и завеса в храме разорвалась на середине, а «спасатель» издал вопль: « Отец, отец, прими мою душу в твои руки! » и потерял сознание» ( 23 , 44).
Мы видим и здесь, так же как и у Матвея, явно позднейшие приписки, сделанные от себя Лукой, к первоначальным описаниям Иоанна и Марка. Больше всего интересна для нас здесь прибавка Луки или одного из его ранних переписчиков о затмившемся Солнце, которая наводила некоторых астрономов на мысль, что в Евангелиях описано солнечное затмение во время столбования Иисуса и что именно этим явлением и объясняются быстрое снятие его со столба без разбития голеней, его последующее оживление и возникновение христианского культа, к которому примешались потом чисто астральные детали более раннего происхождения. А между тем солнечного затмения явно не могло быть в полнолуние, да и вообще никакого солнечного затмения не было в Палестине в четверг или в пятницу перед еврейской пасхой в первые века нашей эры.
|< Пред. 93 94 95 96 97 След. >|