Хунны в Азии и Европе :: Гумилев Лев
Страница:
57 из 80
Но где бы они ни находились, они разъедали тело римской цивилизации, не желая думать о завтрашнем дне, а тем более - о неизбежном конце.
Выслушаем беспристрастного современника событий. В 448 г. Приск Панийский в ставке Аттилы, где он был в составе посольства, встретил грека, одетого в "скифские" одежды, и записал его слова: "Бедствия, претерпеваемые римлянами во время смутное, тягостнее тех, которые они терпят от войны... ибо закон не для всех имеет равную силу. Если нарушающий закон очень богат, то несправедливые его поступки могут остаться без наказания, а кто беден и не умеет вести дела, тот должен понести налагаемое законом наказание". Приск возразил, что законы римлян гуманнее и "рабы имеют много способов получить свободу". Грек ответил: "Законы хороши, и общество прекрасно устроено, но властители портят его, поступая не так, как поступали древние" [99].
Итак, грек отметил вариабельность стереотипа поведения как главный фактор, дающий людям жить. Культура - стабильна, а римский суперэтнос уже вступил в последнюю фазу: мечтатели оплакивали уходящую культуру, а подонки ее проедали. И пока готы не разредили античного населения в Македонии, Фракии и Элладе настолько, что подготовили пустые места для славян, то есть до VI века, Византия была заключена в городских стенах, а Гесперия [100], где эти стены пали, вообще исчезла с карты мира.
Германцы, ровесники византийцев, не имели такой культурной традиции, способной объединить их в суперэтническую целостность.
|< Пред. 55 56 57 58 59 След. >|