Страница:
44 из 119
Вернадский
Несмотря на то, что в распоряжении историков имеется значительное число древних текстов к рукописей, мы все-таки очень мало знаем о древнейшей истории человечества. Одна из причин заключается в том, что мы не всегда умеем под личиной сообщений, облаченных порой в традиционные мифологические формы, увидеть реальный исторический факт.
Так, человек, который прочел в древнем тексте упоминание, что в таком-то году в небе появился, скажем, огненный дракон, оказывается перед трояким выбором:
а) понять это сообщение буквально (такое восприятие свойственно детям)
б) объявить сообщение вымыслом от начала до конца (путь самый легкий, а потому наименее достойный);
в) попытаться под мифологическим и религиозным покровом обнаружить сам факт, послуживший основой для сообщения: появление кометы, болида… (путь истинных ученых и исследователей).
Последний подход может быть проиллюстрирован следующим примером. Всем известно критическое отношение К. Маркса и Ф. Энгельса к религиозному мировоззрению. Однако это не помешало им использовать Библию как исторический источник. Так, разбирая одну из самых темных библейских книг, «Откровение Иоанна Богослова», Энгельс особо подчеркивал, что в ней «как выглядело христианство в 68 г., мы можем видеть, как в зеркале» (К. Маркс и Ф. Энгельс о религии. М., Госполитиздат, 1955, стр. 160). И это сказано в отношении текста, изобилующего сложнейшей эзотерической символикой, магией чисел и т. п.
|< Пред. 42 43 44 45 46 След. >|