Страница:
17 из 402
Не раз “черносотенная” критика обращалась даже и на самого монарха, и на главу православной церкви, и на крупнейших творцов национальной культуры (более всего — на Толстого, хотя в свое время именно он создал “Войну и мир” — одно из самых великолепных и полнокровных воплощений того, что обозначается словом “народность”).
Далее, разбираемое словарное определение не вполне четко обрисовало те, так сказать, границы, в которых существовали “черносотенцы”; говорится и о “членах”, и также об “участниках” соответствующих организаций. В этом видно стремление как-то разграничить прямых, непосредственных “функционеров” этих организаций и, с другой стороны, “сочувствующих” им, в той или иной мере разделяющих их устремления деятелей — то есть скорее “соучастников”, чем “участников”. Так, например, авторы и сотрудники редакции знаменитой газеты “Новое время” (в отличие, скажем, от сотрудников редакций газет “Московские ведомости” или “Русское знамя”) не входили в какие-либо “черносотенные” организации и даже нередко и подчас весьма решительно их критиковали, но тем не менее “нововременцев” все же вполне основательно причисляли и причисляют к лагерю “черносотенцев”.
Наконец, словарное определение относит к “черносотенцам” только деятелей “начала 20 века”; между тем это обозначение часто — и опять-таки с полным основанием — применяется и ко многим деятелям предыдущего, XIX века, хотя и называют их так, конечно, задним числом.
|< Пред. 15 16 17 18 19 След. >|