Страница:
62 из 402
Никитину, Пастернак, в сущности, отказался “проходить” школу Марбурга: всего через несколько недель после начала соприкосновения с ней (прерываемого к тому же бурным романом и поездкой в Италию) он с явным отталкиванием от нее и даже, пожалуй, отвращением бежал из Марбурга в Москву…
Это отнюдь не значит, что Пастернак недооценивал марбургскую философскую школу; ее методологические, “инструментальные” достижения очевидны и в известном смысле уникальны (их очень высоко ценил, в частности, М. М. Бахтин). Но, если выразиться попросту, в этой философии не было почти ничего “для души”. Поэтому Пастернак и сказал о марбургских философах, что они “не существуют”, а этот “приговор” вполне можно выразить по-другому: они дегенерировали, утратили основное в человеке (“скоты”).
Словом, если тов. Никитину угодно видеть в суждениях Флоренского “скрытый” смысл, подобный смыслу суждений Геббельса, то он должен, обязан охарактеризовать точно так же и суждения Пастернака…
Впрочем, все здесь обстоит гораздо проще: тов. Никитин, в силу или отсутствия способностей, или недостаточной подготовленности, по сути дела не понимает ни Флоренского, ни Пастернака, ни Марбургскую школу; он только наклеивает не им придуманные ярлыки оценок (и негативных, и позитивных). Но пора бы ему все же понять самую малость: до предела постыдно ставить в один ряд с Геббельсом человека, который был загублен в результате аналогичного лживого обвинения… Это, кстати сказать, неизмеримо хуже, чем быть “интеллектуальным скотом”…
Вернемся еще раз к вопросу о непосредственном участии людей с “черносотенной” идеологией в соответствующих “организациях”. Прославленный живописец В. М.
|< Пред. 60 61 62 63 64 След. >|