Заговоры, как вид русской народной поэзии :: Крушевский Н. В.
Страница:
10 из 36
Таких общих предложений, которые первобытный ум считал за аксиомы, весьма много; но что для неразвитого ума ясно само по себе и не требует доказательств, то для более осторожного, развитого не тольконе имеет силы аксиомы (1-ая аксиома), но часто даже перестает быть истиной (2-ая аксиома). Таким образом, те логические основания, которые составляют последнюю инстанцию человеческого ума при понимании явлений, их связи, словом – всего существующего, не неподвижны, а различны для различных эпох жизни человечества; вся их сила основывается лишь на непоколебимой вере в них мыслящего
31
субъекта и потому мы совершенно вправе назвать их интеллектуальными верованиями , наравне с верованиями религиозными.
О других особенностях первобытного мышления придется сказать еще несколько слов при замечаниях о первобытном языке.
Таким образом, отличие произведений народных от литературных со стороны логической обусловливается особенностями первобытного мышления.
________
Мы видели хоть отчасти те логические орудия, которыми обладал младенческий ум, видели и примеры тех логических принципов, из которых он выходил при своем мышлении. Но отличие народных произведений обусловливается положительными знаниями первобытного человека. Наблюдая и размышляя, он вырабатывает себе отрывочные сведения о самом себе и предметах мира внешнего.
|< Пред. 8 9 10 11 12 След. >|