Страница:
3 из 47
Не являются лина самом деле абстрактными сверхличные силы истории? И что может быть конкретнее живого человека? Однако мы настаиваем на своем. Если очистить личность, хотя бы и самую гениальную, от содержания, которое вносится в нее средой, нацией, эпохой, классом, кругом, семьей, то останется пустой автомат, психофизический ро
бот, объект естественных, но не социальных и не гуманитарных наук.
Причины ухода от истории и общества надо, как всегда, искать в
истории и обществе. Два десятилетия войн, революций и кризисов силь
но потрепали суверенную человеческую личность. То, что хочет полу
чить значение на весах современной истории, должно измеряться не
менее чем семизначными числами. Обиженная личность ищет реванша.
Не зная, как ей справиться с разнуздавшимся обществом, она повора
чивается к нему спиною. Неспособная объяснить себя через историче
ский процесс, она пытается объяснить историю изнутри себя самой.
Так индусские философы строили универсальные системы, созерцая
собственный пупок.
Влияние Фрейда на новую биографическую школу неоспоримо, но поверхностно. По существу, салонные психологи склоняются к беллетристической безответственности. Они пользуются не столько методом Фрейда, сколько его терминами, и не столько для анализа, сколько для литературного украшения.
|< Пред. 1 2 3 4 5 След. >|