Страница:
8 из 9
Это происходит до тех пор, пока разыскиваемыйне догадывается спрятаться за зеркало, где сразу становится невидимым. Спрашивается, почему сказочный сюжет претерпевает именно такой поворот? Ответ можно найти, если вспомнить о предполагаемой связи зеркал с силами потустороннего мира. Эти силы обладают неограниченным могуществом и легко находят простого смертного, пока он находится в поле их зрения, то есть в пределах обзора, открывающегося из "внутренности" зеркала. А найдя, показывают его царевне. Стать невидимым для глядящих из зеркала духов можно лишь одним способом - оказавшись за зеркалом. К нему-то и прибегает герой волшебной сказки.
Требуют объяснения и достаточно сложные отношения с миром зеркал у древних славяно-русских племен. Вспомним хотя бы поговорки и присловья, отразившие в изобилии дурные приметы и суеверия: "Зеркало разбить - к худу", "Есть перед зеркалом - худоба нападет, иссохнешь", "Ребенку не показывать зеркало, чтоб не был пуглив".
Что касается археологов, то они отмечают почти полное отсутствие в славяно-русских древностях металлических зеркал, в то время как у соседних с Древней Русью тюркоязычных народов Поволжья и Южно-русских степей они имели большое распространение. А раз так, то говорить, будто зеркала не были известны славяно-русским племенам, нет никаких оснований. Объяснение отсутствию зеркал напрашивается такое. Почти все поверья и обряды, связанные с ними у русских, восходят именно к древней-шей мировоззренческой концепции.
|< Пред. 5 6 7 8 9 След. >|