Страница:
29 из 474
От всех невзгод он искал спасения в живописи и мечтах, которые уводили его в лесаи рощи. Человек романтического склада, он часто преображал природу. "На его яблонях растут апельсины", - говорили о нем. Ренуар был о его картинах иного мнения: "Я люблю, когда в лесном пейзаже чувствуется сырость. А у Диаса пейзажи часто пахнут грибами, прелым листом и мхом".
Хотя большая часть его картин овеяна грустью, Диас - в юности он тоже работал на фабрике фарфора - тяготел к известной броскости мазка 1. Посмотрев на пейзаж, начатый Ренуаром, Диас сказал: "Нарисовано недурно, но какого черта вы пишете таким черным цветом?"
1 По словам самого Ренуара, живопись Диаза, ставшая потом очень темной, в ту пору "сверкала, как драгоценные камни".
Бывший ученик Глейра, казалось, только и ждал этого замечания старшего собрата, чтобы отказаться от темной живописи. Позже, по возвращении в Париж, он уничтожил свою "Эсмеральду". А пока что он, не откладывая дела в долгий ящик, начал новый пейзаж; в светлых тонах, пытаясь воссоздать на полотне деревья и отбрасываемые ими тени в том цвете, какой он видел. Сознавал ли Ренуар, что, поступая так, он порывает с одним из основных правил академического искусства, согласно которому предметы должны представать на холсте в своем локальном цвете, то есть в том, который им присущ вообще и видоизменяется лишь под влиянием светотени перспективы, но отнюдь не такими, какими их видит глаз в их кажущемся цвете, меняющемся от игры света и его рефлексов? Ренуар, несомненно, не задумывался над этим.
|< Пред. 27 28 29 30 31 След. >|