Страница:
414 из 422
Явственно усложняющееся соотношение человека и среды - неверной и непостоянной в своей пространственной данности - вносит в духовную атмосферу произведений и чувство психологическогодискомфорта, какой-то потерянности. Это чувство усилено и сюжетными моментами - отчетливо звучащим мотивом одиночества человека в толпе, людской разобщенности (в портретных композициях и особенно в сценах массовых увеселений). Фигуры будто замкнуты в своих контурах и отъединены друг от друга. Нет контакта (но есть жажда контакта) между персонажами в картине "В "Мулен-де-ла-Галетт"", равнодушно проходит публика мимо темпераментно отплясывающих Ла Гулю и Валентина Бескостного ("Танец в "Мулен Руж""). В шумную атмосферу кабаре и кафешантанов проникает нечто тоскливое, и прозаичные детали порой выступают на первый план (вроде пустой плоскости стола с неубранными тарелками в картине "В "Мулен-де-ла-Галетт"").
При общей подвижности - сюжетной, пластической - запечатленный в произведениях Лотрека момент житейской ситуации воспринимается внезапно остановленным и до неопределенности растянутым. Динамичность неожиданно оборачивается своей противоположностью. Наиболее живые, экспрессивные фигуры вдруг застывают, навечно распластанные и "припечатанные" резким контуром к поверхности холста или листа бумаги. Та поза, в которой они застигнуты, уже кажется не фазой многосложного движения, развивающегося во временной последовательности, а скорее самым случайным, непредусмотренным его элементом. Такая остановленность, задержанность движения порождает впечатление физической неловкости, неудобства.
|< Пред. 412 413 414 415 416 След. >|