Страница:
59 из 86
Не везде ее можно перейти, а набродах построены острожки, понаделаны засеки и завалы, и при них стоят сильные караулы. А еще за несколько сот верст к югу, за самыми дальними русскими поселениями, бесстрашно выдвинувшимися в южную степь, с весны и до поздней осени ходят сторожевые заставы.
- Называются те заставы сторожами, - говорил Булат, - и ставятся они в таковых местах, где б им нападающих воинских людей можно было усмотреть. На холмах сидят, а кои на высокие дубы взбираются и там, аки птицы, гнездятся. А держатся сторожа бережно, станы постоянные не устанавливают и костры большие не раскладывают, дабы их татары издали не выглядели. И где в полдень стояли, на том месте не ночуют, а на иное переходят...
Глаза Голована горели восхищением. С юной отвагой он подумал, что хорошо было бы с верными товарищами скакать на быстром коне по степям, подкарауливать хитрого врага и сражаться с ним, оберегая русскую землю.
- А коли увидят сторожа нехристей, то бьются с ними?
- Коли мало ворогов, бой начинают. Ну, а в случае большая сила идет, то в отступ уходят и костры запаливают, чтобы своим весть подать.
- Далеко ли от костра дым видать?
- Ведь костры цепочкой до самой Москвы наготовлены, и сидят возле них денно-ночно старички немощные, вроде меня, - пошутил Булат. - Набежит татарва на Русь, а в Москве полки снаряжаются злых недругов встречать...
- Хорошо, учитель, удумано!
- Хорошо-то хорошо, да земля наша русская безмерно велика.
|< Пред. 57 58 59 60 61 След. >|