Марфа-посадница или Плач по Великому Новгороду :: Левашов Виктор
Страница:
15 из 57
Картина третья
Наутро великий князь московский Иоанн прибыл в Руссу из Яжелбиц и, едва сойдя с коня, презрев торжественность уготованной ему встречи, призвал плененных к ответу. Первым предстал перед ним Дмитрий Борецкий.
ИОАНН. Аника-воин! Хорош!.. Добро ж тебе. (Брадатому.) Реки!
БРАДАТЫЙ (развернув свиток, читает). «Честной король польский и князь великий литовский Казимир заключил сей дружественный союз с нареченным владыкою, с посадниками, тысячскими новогордскими, с боярами, людьми житыми, купцами и со всем Великим Новым городом… Ведать тебе, честному королю, Великий Новгород по сей крестной грамоте и держать на Городище своего наместника греческой веры, вместе с дворецким и ти у ном, чиновным мужем. Наместнику судить с посадником во дворе архиепископском бояр, житых людей, младших граждан согласно с правдою, но в суд тысячского, владыки и монастырей ему не вступаться… Если государь Московский пойдет войной на Великий Новгород, то тебе, честному королю, или в твое отсутствие Ради Литовской дать нам скорую помощь…»
ИОАНН. Вот я. А где ж ваш Казимир?.. Молчишь. (Брадатому.) Реки.
БРАДАТЫЙ. «Ржев, Великие Луки и Холмовский погост остаются землями новогородскими, но платят дать тебе, честному королю. Новогородец судится в Литве по вашим законам, литвин в Новогороде по нашим законам без всякого притеснения…»
ИОАНН. Подлог?
ДМИТРИЙ. Нет, не подлог.
ИОАНН. Не ведал?
ДМИТРИЙ. Ведал. Там и печать моя, и имя средь других.
ИОАНН. Не соблазнился отпереться. Верно. Печати нет, но имя есть твое. Не средь других – средь первых.
|< Пред. 13 14 15 16 17 След. >|