Страница:
224 из 228
Что греха таить — нам хочется, чтобы в романе было больше Пронина. Чтобы он, как в “Курах Дуси Царевой”, сам выезжал на место преступления, следил за двурушниками, до поры до времени утаивая даже от коллег свои дедуктивные открытия. Кажется, что сам Пронин не чужд ностальгии по старым добрым временам. Тогда он был молод — не те силы, не те чины. Теперь Пронин действует преимущественно руками своих подчиненных — хотя и преподает им гроссмейстерский урок своей беседой с несчастной обманутой девчонкой.
Еще одна примета зрелого социализма в романе — новые, по сравнению с довоенным временем, приемы шпионов. Советского человека, воспитанного в послереволюционное время, уже нельзя соблазнить воспоминаниями о прелестях частной собственности, как это было с фотографом Основским в “Голубом ангеле”. Теперь, чтобы войти в доверие к советской девушке, матерый шпион вынужден разыгрывать спектакль, изображая из себя сотрудника КГБ. Время показало, что писатели шестидесятых находились в плену иллюзий, недооценивали собственнические инстинкты, присущие человеку. Но, в конце концов, шпионский роман “Секретное оружие” — не учебник по истории социальных отношений.
Спор идейных противников — советской ученой дамы Ковригиной и ее коварного похитителя по фамилии Харбери — также весьма любопытен. Мы видим, что даже в экстремальной ситуации наша женщина крепче слабонервного шпиона.
|< Пред. 222 223 224 225 226 След. >|