Страница:
33 из 332
У одних было больше «какао», у других – «молока», а вообще-то народ достаточно красивый, только немного испорченный, так как и они уже считали себя людьми «господской крови» и свысока относились к «темным».
Голландцы поддерживают эту рознь, так как она для них выгодна. В какой-то мере приближая к себе метисов, они добиваются, что те не за страх, а за совесть служат своим господам, стараясь во всем походить на настоящих «туанов».
Вот почему и чувствовал себя Тугай не очень уверенно и хорошо среди этих людей.
– Добрый ли твой туан? – спросил его франт с блестящими пуговицами на форменной ливрее отеля.
– О, бэсар [8] туан! – ответил Тугай.
– Он тебя бьет?
– О, очень бьет! Добрый туан!
– Откуда вы приехали?
Звонок из номера господина помешал Тугаю ответить на этот щекотливый вопрос. Он убежал и пробыл у туана значительно дольше, чем это принято у хороших господ, не разрешающих себе лишних разговоров со слугами.
– Ого, как ты долго! – заметил один из слуг, когда Тугай вернулся. – Не учил ли он тебя?
Тугай вздрогнул от неожиданности, но тут же овладев собой, ответил, растягивая губы в широкой глуповатой улыбке:
– О, мой господин мудрый. Бэсар туан! Полдень в Батавии – это такое время, когда на улицах не увидишь ни одного европейца. Солнце стоит над самой головой и печет так, что только самое неотложное дело заставит европейца выйти из помещения.
Впрочем, голландские торговцы и чиновники тут никогда не ходят пешком, а только ездят. Само положение не позволяет им ходить, как обычным людям.
|< Пред. 31 32 33 34 35 След. >|