Страница:
16 из 767
[38]
К тому же все великие люди, имена которых я только что назвал, сами были сыновьями королей, а то и потомками богов или богинь, [39] и в определенное время получали в свое распоряжение солдат и деньги, необходимые для завоевания Троады [40] Индии, Галлии, Саксонии или Святой земли, в то время как я был сын простого пастора, чье жалованье составлялопятьдесят фунтов стерлингов, [41] чье влияние на человеческие души было весьма значительным, но влияние на поступки людей – очень и очень ограниченным.
Следовательно, мне предстояло стать великим человеком вовсе не в качестве завоевателя.
Стану ли я великим, идя по стезе Апеллеса, [42] и Зевксйда [43] художников античности, или Леонардо да Винчи, [44] и Рафаэля [45] живописцев средних веков?
Здесь я должен заметить, что к живописи я не испытывал такого отвращения, как к войне.
Напротив, я от всей души восхищался ею и весьма почитал Апеллеса, Зевксйда, Леонардо да Винчи и Рафаэля.
Но мало воскликнуть вслед за Корреджо: [46] «Я тоже художник!» («Anch'io son'pittore!») [47] – надо еще найти мастерскую и учителя.
Не всякий Джотто, [48] рисующий овцу на грифельной доске, пока пасется его стадо, встречает Чимабуэ, [49] который заставляет его поверить в свое призвание художника.
Для того чтобы стать художником, и художником знаменитым, необходимо длительное терпеливое учение, пребывание в большом городе – центре культуры, а мы живем в бедной деревеньке в Ноттингемшире! [50]
Так что не на поприще живописи я смогу стать великим человеком и обстоятельства вынуждают меня отказаться он нее, как я уже отказался от мысли о завоеваниях.
Так не суждено ли мне пойти по стопам Гомера, Вергилия, Данте, Петрарки, Тассо и Попа?
О, вот это совсем иное дело! Я видел в нем не только мое призвание, но и его доступность.
|< Пред. 14 15 16 17 18 След. >|