Страница:
24 из 767
Корнель взялся за «Сида», [107] «Горация», [108] «Цинну», [109] «Аттилу», [110] «Сертория», [111] «Полиевкта», [112] «Родогуну», [113] «Помпея», [114] «Ганнибала»; [115] и вот тут он испытал такую нехватку сюжетов, что, к большому ущербу для своей славы, принялся за «Пертарита», [116] «Отона», [117] «Сурену»; [118] завершив дела с парфянским полководцем, [119] драматург уже не знал, о чем и о ком писать стихами, и кончил тем, что изложил в стихах «Подражание Иисусу Христу»! [120] Наконец, Расин взялся за «Этеокла и Полиника», [121] «Александра», [122] «Андромаху», [123] «Британика», [124] «Беренику», [125] «Митридата», [126] «Ифигению», [127] «Федру», [128] после чего сюжеты показались ему настолько исчерпанными, что он двенадцать лет бездействовал, перед тем как сочинить «Эсфирь», [129] и четырнадцать лет – перед тем как сочинить «Аталию»! [130]
Исследователи считают, что именно по религиозным мотивам великий поэт прервал свое творчество, но я говорю, я заявляю, я утверждаю, что подлинной причиной случившегося с ним явился здесь захват сюжетов, учиненный его предшественниками…
И у меня есть тем больше оснований заявить, дорогой мой Петрус, что в течение тех трех лет, когда я искал сюжеты для драмы или трагедии, дела обстояли точно так же, как с сюжетами для эпической поэмы. В мою тетрадь я вписал заглавия более полусотни драм и трагедий, но по истечении трех лет, убедившись в невозможности найти нетронутый сюжет и не желая опускаться до уровня плагиатора или копииста, я разорвал последний лист второй моей тетради и отказался от мысли стать великим человеком в качестве сочинителя трагедии или драмы, как отказался от мысли стать великим человеком в качестве эпического поэта.
|< Пред. 22 23 24 25 26 След. >|