Страница:
1129 из 1204
… наигрывала на эпинете — достопочтенном дедушке клавесина и предке фортепьяно … — Эпинет — то же, что клавикорд: старинный клавишный струнный инструмент, в котором звук производился ударением по струнам разной длины металлических штырей, прикрепленных к клавишам; изобретен в кон. XV в. Клавесин — клавикорд, в котором штыри заменены пучками перьев; изобретен на рубеже XVI и XVII вв.
В фортепьяно, появившемся на рубеже XVII и XVIII вв., эти пучки заменены деревянными молоточками.
… будьте шпокойны … — Дюма воспроизводит здесь савойский диалект, изобилующий шипящими.
…на языке Данте, Петрарки и Ариосто … — То есть на итальянском. Величайшими поэтами Италии, создателями ее литературного языка считались и считаются Данте (см. примеч. к с. 14), Франческо Петрарка (1304-1374), сам выше всего ценивший свою написанную на латыни и так и не оконченную поэму «Африка», но стяжавший бессмертие итальянскими стихами, т.н. «Канцоньере» (ит. «Песни»), и Лудовико Ариосто (1474 — 1533), самым знаменитым творением которого была поэма «Неистовый Орландо».
… в пленительной стране, где, как говорит поэт «Ада», раздается «si». — То есть в Италии. «Божественная комедия» Данте, посвященная странствованиям ее лирического героя по загробному миру, разделена на три части: «Ад», «Чистилище» и «Рай». В первой части Италия названа «пленительным краем, где раздается „si“„ („Ад“, ХХХШ, 79). Данте увлекался проблемами филологии и, можно даже сказать, был одним из первых лингвистов.
|< Пред. 1127 1128 1129 1130 1131 След. >|