Страница:
1179 из 1204
Мани объявил, что было три великих пророка: Иисус на Западе (относительно Ирана), Будда — на Востоке и Заратуштра — в центре; сам же он — Мани — современный пророк, величайший и стоящий над всеми. От христианства Мани взял учение о Святом Духе, от буддизма — идею о переселении душ, от зороастризма — утверждение о существовании двух равновеликих и равномощных божеств — доброго и злого: Бога (отождествляемого с Богом Отцом христиан) и Дьявола (подобные религии именуются дуалистическими). Учение Мани преследовалось чуть ли не всеми официальными религиями, но было весьма популярно, и многие принципы манихейства заимствовали различные христианские секты дуалистического направления; ортодоксальные богословы называли все такие секты манихейскими, хотя в действительности можно говорить только об опосредованном манихеиском влиянии.
Христианские дуалистические учения более или менее четко зафиксированы в VII в. в Армении и Византии, и наиболее влиятельной сектой были павликиане (они считали своим основателем апостола Павла). По их учению, мир создан злым божеством, потому все материальное — богатство, власть, церковь, богослужение, иконы и реликвии и т.п. — есть создание Дьявола, тогда как дух, воплощенный в аскезе и равенстве людей, есть Божье творение. В VIII — IX вв. павликиане создали свое государство на востоке Византии, разгромленное имперскими войсками в 872 г., после чего часть их была переселена на Балканы. В первой пол. X в.
|< Пред. 1177 1178 1179 1180 1181 След. >|