Страница:
8 из 26
Наконецвсе сборы были закончены. Последний вечер Вамбери провел с друзьями в тенистом саду. Над Тегераном висела луна, похожая на переспелую дыню. Смутно белели вдали шапки горных хребтов. В кустах неистово гремели соловьи.
Вамбери задумчиво сидел за столом, держа в руках чашу с алым, как кровь, вином. В памяти его звучало любимое четверостишие Омара Хайяма:
День завтрашний-увы! — сокрыт от наших глаз.
Спеши использовать летящий в бездну час.
Пей, лунноликая! Как часто будет месяц
Всходить на небеса, уже не видя нас…
«ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ»
Следующий вечер — вечер 28 марта 1863 года — Вамбери встретил совсем в другой обстановке…
Он сидел в кругу дервишей в полутемной глиняной мазанке. Сквозь широкие дыры в крыше лились потоки дождя. Все тесно жались друг к другу, пытаясь хоть немного согреться. Вамбери надел самый рваный халат, какой только нашел, и все-таки выглядел щеголем среди своих соседей.
В круг поставили деревянное блюдо с рисом. Со всех сторон к нему жадно потянулись грязные руки, торопясь захватить побольше. Вамбери передернуло. Пересилив отвращение, он заставил себя последовать общему примеру. Но тут на глаза ему попалась чья-то рука с багровой язвой, и голод сразу пропал.
— Воздержание угодно аллаху, — наставительно сказал Вамбери и отошел в сторонку.
Быстро закончив ужин, все вповалку улеглись на земляном полу. Зубы у Вамбери стучали от холода. Такой нищеты даже он еще не видел.
|< Пред. 6 7 8 9 10 След. >|