Волонтер девяносто второго года :: Дюма Александр
Страница:
66 из 535
Что касается Марии Антуанетты, то вплоть до 1778 года она не вмешивалась в дела государства: ими единолично управлял непреклонный Тюрго; однако Тюрго наконец пал и уступил место г-ну де Калонну, тому прелестному г-ну де Калонну, кто на все требования королевы отвечал:
— Если это возможно — значит, уже сделано, если невозможно, то будет сделано.
И, король, невзирая на нищету государства, покупает Сен-Клу; королева, невзирая на то что народ голодает, покупает Рамбуйе; г-жа Жюль де Полиньяк запускает лапу в государственную казну и сразу вынимает из нее пятьсот тысяч франков на приданое для своего новорожденного; Мария Антуанетта выбрасывает миллионы на прихоти своих фавориток, и по стране на этот счет ползут самые гнусные слухи.
Возможно, это были злобные наветы; но если клевету повторяют все, она становится хуже правды, что держат в тайне.
Господин де Калонн тоже пал, признав дефицит и произнеся при этом страшную остроту:
— Дефицит существует, это верно, но его можно восполнить.
— Чем? — спрашивает Франция.
— Злоупотреблениями, — отвечает министр.
Таким образом, поддерживать платежеспособность государства можно было лишь злоупотреблениями. Если их уничтожить, то государство обанкротится.
Поэтому королеве дали прозвище Госпожа Дефицит.
Министром, в свою очередь, назначается де Бриенн. Это человек королевы или, вернее, аббата де Вермона. Бриенн назначил аббата де Вермона учителем французского языка при королеве, а аббат сделал г-на де Бриенна министром.
Во время пребывания Гийома в Париже произошло падение де Бриенна. Оно было великолепно: именно так парижане провожают ненавистных министров.
|< Пред. 64 65 66 67 68 След. >|