Страница:
86 из 105
Чего стоил один тот факт, что австрийцы по мере продвижения вперед расставляли свои черно-желтые пограничные столбы, увенчанныедвуглавым орлом!
После взятия Лонгви пруссаки двинулись на Верден. Воплощая в жизнь угрозы из манифеста герцога Брауншвейгского, они методично разоряли и сжигали все деревни на своем пути. Надо полагать, они считали такую меру справедливым наказанием наглецам, осмелившимся оказать сопротивление захватчикам.
До начала кампании принцы уверяли союзников, что, стоит им только вступить на французскую территорию, как народ, отбросив страх перед революционерами, поспешит примкнуть к освободителям. Однако, если такие настроения и имеои место, то поведение пруссаков никак их не поощряло.
Тридцатого августа после непродолжительного обстрела пал Верден, и теперь дорога на Париж была открыта.
Эта новость, достигнув столицы, вызвала там двумя неделями позже массовые убийства. Лафайет понял, что конституционной монархии пришел конец и его ждет обвинение в государственной измене. Оставалось только спасаться бегством, и он бежал. Намереваясь через Голландию отплыть в Соединенные Штаты, Лафайет пересек границу, но тут попал в руки врагов. Вопреки всем обычаям того времени, его, словно какого-нибудь жалкого воришку, обрекли на тюремное заключение, правда, многолетнее.
Революционные власти прислали на его место Дюморье.
|< Пред. 84 85 86 87 88 След. >|