Страница:
26 из 28
В обществе, где серьезный разговор считается дурным тоном, а уклонение от подобной опасности и умение придать беседе смешной характер - тоном хорошим, процветает зубоскальство, которое, как сорняки, душит всякое живое слово, и маска чудака или, по крайней мере, человека со странностями является вернейшим способом произвести впечатление. Безыскусственность и прямота не ценятся - снобу нужен не характер, а "характерность". Этот вирус поражает даже великие умы - довольно вспомнить паясничанье Шоу, чванство английских профессоров, нарочитое "эканье" высоколобых, повальное увлечение эксцентричностью - все это доказательства того, что разум не властен над позой.
Столь же очевидное явление - "снобизм наоборот". Традиционную шкалу ценностей просто переворачивают с ног на голову - и вот уже перед вами рекордсмены скромности и чемпионы неприметности, выставляющие напоказ свои грязные ногти и кокетничающие своим невежеством. Наверное, следующее помешательство века жвачки пройдет под лозунгом: "Дурной запах изо рта залог сексапильности". Если мы противопоставим сверхутонченных краснобаев Пруста молчунам Хемингуэя, то тем самым определим крайние полюсы снобизма в литературе.
Наконец, следует упомянуть и меланхоличную фигуру "сознательного" сноба, который в отличие от сноба наивного, или истинного, понимает, что снобизм - это дурно, но смиренно признается себе, что без этой сладкой отравы или, если угодно, привычного костыля он жить не может. Чистейшие образчики сознательного, презирающего себя, но неизлечимого снобизма легко найти среди современных английских писателей.
|< Пред. 24 25 26 27 28 След. >|