Страница:
24 из 111
Не обязательно это сочинение кому-то показывать! Достаточно того, что он отвел душу, а затем написанное отнес машинистке.
Так накопилось у него несколько папок с посланиями.
После смерти автора все они попали к адресату, а затем - вместе с другими рукописями - были помещены на балкон.
Чтобы достать эти произведения из столь укромного места, требуются навыки эквилибриста. Всякая попытка пройти сквозь Сциллу одной пачки и Харибду другой вызывает извержения пыли.
Картина совершенно апокалиптическая! Кажется, из сочинений Арсения Федоровича выходит их дух. Превращаются в прах его ворчливость, желчность, нетерпимость... В общем, содержание покидает форму и вместе с осенними ветрами улетучивается в пространство двора.
"Ты" и "вы"
Так же, как в прозаическом произведении, в любом стихотворении есть главное событие.
Существует оно и в мандельштамовском "Возможна ли женщине мертвой хвала?..".
Сначала поэт никак не обращается к Лютику. Что-то мешает ему ее окликнуть, первому вступить в разговор.
Возможна ли женщине мертвой хвала?
Она в отчужденье и силе,
Ее чужелюбая власть привела
К насильственной жаркой могиле.
Зато уже в следующей строфе холод растоплен, начинается движение. Здесь он беседует не с гипотетическим читателем, а лично с ней.
Я тяжкую память твою берегу
Дичок, медвежонок, Миньона,
Но мельниц колеса зимуют в снегу
И стынет рожок почтальона.
Разные произведения Мандельштама похожи на сообщающиеся сосуды.
|< Пред. 22 23 24 25 26 След. >|