Страница:
32 из 111
Книга имела подзаголовок - своего рода ехидный комментарий к названию. Сначала крупно было написано "Искусство и мистика", а затем мелко - "Друзьям Скрябина".
Речь шла о поклонниках композитора - теософах. Это к ним Шилкин обращал свои риторические вопросы:
"Почему мир можно уподобить художественному творчеству и потому он является бесцельной игрой божества? Почему в громаде бесчисленных миров именно обитатель земли Скрябин мог бы закончить нынешнюю фазу существования вселенной?"
Если пытаться изложить точку зрения теософов - получится длинно, а если коротко - выйдет что-то вроде дразнилки:
"Почему? - переспрашивал автор "Искусства и мистики" и сам себе отвечал: А потому... - как говорят упрямые дети".
Шилкин раздражен теми, кто видит в смерти композитора мистический смысл. Для него эта кончина - не что иное, как наказание за гордыню.
"Человек думал потрясти вселенную, - размышляет он, - а погиб от ничтожного прыща".
Тут мы убеждаемся в том, что от позитивизма до пошлости - один шаг.
Письмо Волошина Юлии Федоровне начинается с того, что "никакой спор... невозможен"II.
Или даже так: "...спор всегда возможен, но он глубоко бесполезен".
И еще сильнее: "Не может быть спора между стоящими в двух различных планах сознания, потому что у них нет ни общего языка, ни общей терминологии, ни общих доказательств. Они - всегда как два дуэлянта, повернутых друг к другу спиной и прокалывающих воздух своими шпагами".
|< Пред. 30 31 32 33 34 След. >|