Страница:
11 из 12
Я видел их много, и некоторые из них до сей поры цельны и чисты. Но большинство хорошего оказывалось, по некотором изучении, ещё хуже дурного. Им или прямо хвалились, или, совершая его, отправлялись из желания похвалы публики. Хвалясь, смотрели на публику сверху вниз, а публика вслух одобряла, а втихомолку посмеивалась, злилась и всячески показывала свою независимость от благотворного влияния хорошего поступка. Конечно, я всё это скорее понимал, чем чувствовал. И, разумеется, всё это угнетало меня, наводило тоску, иногда я зверел, иногда думал о самоубийстве и, в глубине души надеясь на уяснение, жадно посматривал по сторонам, не идёт ли, мол, тот, кто даст мне точки, необходимые для жизни точки опоры.
Навигация кончилась. Я рассчитался и с неделю жил у деда, ища работы. В это время мне было особенно скверно. Денег я привёз мало, и дед торопил меня слезть с его шеи. Раз, рассердившись на что-то, он прямо посоветовал мне убраться, хотя бы, например, к чёрту. Я задумался и вышел в сени, разделявшие... 1893 г.
ПРИМЕЧАНИЯ
"Биограф[ия]" является продолжением "Изложения фактов и дум, от взаимодействия которых отсохли лучшие куски моего сердца". Написана, очевидно, вскоре после "Изложения". Отдельные эпизоды соответствуют событиям, описанным в повести "В людях".
Трактовка событий и образов "Биограф[ии]" и "В людях" различная, так же как в "Изложении фактов и дум" и "Детстве".
Начало рукописи до слов: "Следует возвращение в недра семейства моих хозяев" не связано непосредственно с "Изложением...
|< Пред. 8 9 10 11 12 След. >|