Дао де Дзин :: Ле-Цзы
Страница:
147 из 154
Желтый Владыка
Собранные в этой главе притчи иллюстрируют даосские принципы мудрого поведения: тот, кто пребывает в Дао, постиг тщету всех мыслей и желаний, превозмог всякую рефлексию и неподвластен чарам воображения и потому живет "совместно" со всем сущим -- вплоть до того, что может "проходить через металл и камень". Даосский мудрец живет Великой Пустотой, а пустота, как замечает позднейший даосский комментатор Ван Би, "ничем не может быть ограничена". Обладание Дао равнозначно абсолютной свободе и абсолютной (хотя и неприметной для любой частной перспективы созерцания) власти над миром. При переводе опущены одиннадцать сюжетов, содержащихся в книге "Чжуан-цзы". Кроме того, помещенный в конце главы рассказ о встрече философа Хуэй Ана с сунским царем Каком присутствует и в трактате "Люй-шя чуньцю" (середина III в. до н.э.).
10 Хуасюй была матерью Фуси, легендарного родоначальника китайской цивилизации.
11 В древнем Китае ученик считался как бы членом семьи учителя и мог вообще не иметь собственного дома.
12 Данный фрагмент содержится также в гл. XIX книги "Чжуан-цзы".
13 Аналогичный фрагмент см. в гл. XXI "Чжуан-цзы".
14 Три Советника -- высшая государственная должность в древнем Китае.
15 См. гл. XIX "Чжуан-цзы".
16 См. гл. XIX "Чжуан-цзы".
17 См. гл. XIX "Чжуан-цзы".
18 См. гл. VII "Чжуан-цзы".
19 См. гл. XXXII "Чжуан-цзы".
20 См. также в гл. XXVII "Чжуан-цзы".
21 См. гл. XX "Чжуан-цзы".
22 См. гл. LXXVI.
23 См. гл. II "Чжуан-цзы".
24 См. гл. XIX "Чжуан-цзы".
25 Глава III.
|< Пред. 145 146 147 148 149 След. >|