Страница:
30 из 40
И в конце концов он в нужный момент получает наследство - небольшое, конечно,- и совсем благопристойно женится на девушке, которая помогла ему выбраться на стезю добродетели.
Даже негодяи у Диккенса не насквозь аморальны, даже они, несмотря на все их дурные инстинкты, малокровны. Эта английская ложь, отрицающая полнокровность чувств, сидит в его произведениях как гангрена; косоглазое лицемерие, видящее только то, что оно желает видеть, отводит чуткий взгляд Диккенса от реальной действительности. Англия времен королевы Виктории помешала Диккенсу осуществить его сокровенное желание написать подлинно трагический роман. И она бы совсем затянула художника вниз, в свою сытую посредственность, где в цепких объятиях популярности он стал бы адвокатом ходячей морали, не будь для него открыт иной мир, в котором могло спасаться его творческое вдохновение, не обладай он серебряными крыльями, что возносили его над душной сферой утилитарности,- своим радостным и почти неземным юмором.
Единственно радостный, алкионически (Алкион - мифическая птица, устраивающая свое гнездо на поверхности спокойного моря. Поэтому "алкионическими днями" называют дни полного штиля.) свободный край, куда не проникает английский туман,- это мир детства.
|< Пред. 28 29 30 31 32 След. >|