Страница:
16 из 21
Прожект отличается оригинальностью и с первого раза кажется, как будто он написан дельцом в самом настоящем русском вкусе; но, к сожалению, если его разобрать и обсудить, то он весь начинает разваливаться и от него не остаётся ничего.
Известный мне прожект предлагает "установить отношения хозяев с прислугою не на сомнительной почве выгод, а на твёрдой основе страха Божия", причём "страх Божий" понимается сочинителем не так, как его следует понимать в широком смысле, а прямо в смысле устрашения или запугивания.
"Беднейшим классам общества, откуда берётся прислуга,- говорит проект,-надо внушить такой страх земных и загробных наказаний, чтобы люди боялись и подумать поступать против выгод хозяина". Застращивать прислуг советуют Богом, Казанскою Его Матерью, огненными серафимами, также апостолом Павлом, повелевшим слугам повиноваться своим господам, и Иоанном-воином, возвращавшим владельцам бежавших от них рабов, а "в особенности пророком Илиею, которого простолюдины уважают за грозного и боятся его до такой степени, что нигде и ни за что в его день не работают".
Прожект этот трактует прислугу совершенно как детей, которых легко напугать и потом удерживать внушённым им страхом в определённой рамке. Быть может, это до известной степени и справедливо: Казанскую и Илью пророка некоторые простолюдины, действительно, боятся, но про Иоанна воина теперь уже мало знают.
|< Пред. 14 15 16 17 18 След. >|