Страница:
225 из 455
Среди множества текстов, обнаруженных Генри Лэйяр-дом среди развалин библиотеки Ашурбанипала в Ниневии, оказался миф о сотворении мира, не похожий ни на одну из историй из Книги Бытия. Текст, восстановленный по фрагментам табличек и опубликованный Джорджем Смитом в 1876 году («The Chaldean Genesis»), неопровержимо свидетельствовал о существовании аккадского текста, написанного старовавилонским шрифтом и повествующего о том, как бог сотворил Небо, Землю и все живые существа на Земле, включая человека.
В настоящее время существует обширная литература, в которой месопотамский текст сравнивается со сведениями, изложенными в Библии. Время, потраченное вавилонским божеством на сотворение мира, измерялось не днями (шесть дней), а количеством табличек с текстом (тоже шесть). На седьмой день библейский бог отдыхал и радовался творению своих рук – седьмая табличка месопотам-ского эпоса посвящена восхвалению месопотамского божества и его дел. Подчеркивая эти совпадения, Л. У. Кинг назвал свою книгу, содержащую глубокий анализ этой проблемы, «Семь Таблиц Творения».
Этот текст, получивший название «Мифа творения», в древности был известен по своим первым строчкам, «Эну-ма элиш» («Когда вверху…»). Библейское повествование начинается с сотворения неба и земли, тогда как месопотамский миф является настоящей космогонией, унося нас в начало времен:
Когда вверху не названо небо, А суша внизу была безымянна…
Именно тогда, как свидетельствует миф, два первородных небесных тела дали жизнь нескольким небесным «богам».
|< Пред. 223 224 225 226 227 След. >|