Страница:
246 из 455
В этих строках тоже просматриваются явные параллели с Библией:
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так
Теперь земля с океанами, континентами и атмосферой была готова к появлению на ней гор, рек, ручьев и долин. Приписывая создание этих природных явлений Мардуку, «Энума элиш» сообщает:
Он поставил главу Тиамат, он на ней гору насыпал. Он бездну открыл – устремились потоки.Тиф и Евфрат пропустил он сквозь ее очи, Ее ноздри заткнул он – накопил там воды…
В полном соответствии с современными научными представлениями и Книга Бытия, и «Энума элиш», и другие месопотамские тексты говорят о том, что жизнь на нашей планете зародилась в воде, после чего появились «животные пресмыкающиеся» и «птица пернатая». И только после этого Бог сотворил «душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их». Кульминацией и последним актом процесса творения стало появление человека.
* * *
Установив новый порядок, Мардук «дал сияние Месяцу – хранителю ночи… Научил его сотворению дня – для распознания суток».
Кем же был этот небесный бог? В тексте он носит имя ШЕШ.КИ («небесный бог, охраняющий Землю»). В поэме ранее не упоминалась планета с таким именем, однако в тексте указывается, что этот бог находился под влиянием (то есть под воздействием гравитационного поля) другой планеты. Но какой – Земли или Тиамат?
Похоже, что роли Тиамат и Земли в тексте смешиваются. Земля – это второе рождение Тиамат.
|< Пред. 244 245 246 247 248 След. >|