Страница:
17 из 21
Впрочем, он же, чуть спустя: "был бы евреем, а не священником - уехал бы туда [в Израиль] и взял в руки автомат".
Живописный кладбищенский еврей, хотя сам по себе истрёпанный и спившийся, с достоинством заявляет: "Еврей редко забывает о том, что он еврей и что ему не позволено вести себя как биндюжнику. Может быть, Господь и придумал еврейскую трусость для того, чтобы сохранить свой народ для великого подвига?.." Л. И. этот высокий смысл и ищет: "Нет ли какой закономерности в роковом конце каждого, кто всерьёз замахивается на евреев?" Неужели "Господь оставит Свой народ, который Он воспитывал, выводил, к которому являлся, с пророками разговаривал?" - "Господь избрал евреев, сделав Своим народом, совсем не потому, что они мужественнее, умнее, талантливее других. Народ стал носителем мировой религии, потому ему открытой, что Господь знал за ним совсем другую, какую-то уникальную способность сохранить свой внутренний стержень вопреки любой очевидности, любым испытаниям". И вот: "еврейская кровь где прольётся, цветы вырастают".
А само собою, по роману Ф. Светова мечутся люди и кипят споры, так характерные для начала 70-х годов: вокруг еврейской эмиграции из СССР. Тут как бы - энциклопедия эмиграционных сюжетов и вопрошаний. Изо всего этого клубятся и оправдания эмиграции: "там хоть чистого воздуха поглотаю"; "не только себя, шкуру свою спасаешь - Россию, за дорогих тебе людей будешь хлопотать, правду расскажешь про нашу жизнь, кричать станешь на весь свет" (ответ: "только быстро там что-то все хрипнут").
|< Пред. 15 16 17 18 19 След. >|