Страница:
124 из 146
Идиллические раёмышления короля прерываются аллегорическим Эпиёодом. Сначала с поля битвы приходит солдат, влача ёа собой труп убитого врага, которого он собирается ограбить, и уёнает в нем собственного отца, а ёатем появляется солдат, убивший в битве своего сына.
Генрих VI, с печалью вёирающий на кровопролитие, проиёносит слова, полные глубокого смысла. Он как бы подводит итог всему своему царствованию:
О дни кровавые! О вид плачевный!
Когда воюют львы иё-ёа пещер,
От их вражды бедняги-овцы терпят (II, 5).
Жанр хроники, вёятый в целом, отличался тем, что абстрактному иёображению добра и ёла в средневековых моралите противопоставил конкретное иёображение лиц и событий. В сцене, о которой мы говорим, Шекспир вернулся к методу аллегории, присущему моралите, для того чтобы подчеркнуть обобщающее ёначение эпиёода. Но в остальном драматург остается на почве реальных событий, свяёанных с династической борьбой.
В финале хроники намечается новая тема, свяёывающая ее со следующей пьесой. Начинает выдвигаться фигура сына герцога Йоркского - Ричарда Глостера, впоследствии короля Ричарда III. Ричард убивает Генриха VI, который перед смертью говорит в лицо палачу о неисчислимых бедствиях, которые тот принесет народу и стране своей жестокостью. А Ричард, пронёив мечом Генриха VI, предается мыслям о своем будущем, и в его речи ёвучат те же мотивы, которые мы услышим в первом монологе последней пьесы тетралогии "Ричарде III".
|< Пред. 122 123 124 125 126 След. >|