Страница:
45 из 87
Французы уже в Москве, и происходит известный московский пожар, исследование, или, лучше сказать, вероятное предположение причин которого интересно не менее всего, до сих пор расказанного, и достойно всего нашего внимания.
VI. МОСКОВСКИЕ ЗАЖИГАТЕЛИ
Сожжение Москвы автор "Войны и мира" не приписывает ничьему умыслу, ни патриотическому, ни вражескому, и этим, всеконечно, спять приведет в немалое раздражение тех, кто привык и во что бы то ни стало желает видеть в сожжении Москвы один из величайших поступков русского не только безгранично большого, но и безгранично дальнозоркого патриотизма. Простота, с которою гр. Толстой относится к московскому пожару, должна очень не нравиться сентиментальным энтузиастам и фразистым патриотам, а между тем в этой простоте слышится и чувствуется такая правда, что удивляешься, как можно думать иначе?
"Копеечной свечи", от которой сгорела, по поговорке, Москва, никто не зажигал с целью поджога. Граф Толстой говорит, что великий по размерам и по своему колоссальному значению пожар московский произошел от того же, от чего происходят на Руси девяносто девять всех пожаров - от неосторожности в обращении с огнем, или, как выражались наши старые судебные места, "от воли божией". На московском сожжении все путались, потому что никто не хотел посмотреть на это дело просто.
Французы, - говорит граф Толстой, - приписывали пожар Москвы au patriotisme feroce de Rastopchine {дикому патриотизму Растопчина (франц.)}; русские - изуверству французов. В сущности же причин пожара Москвы в том смысле, чтобы отнести пожар этот на ответственность одного или нескольких лиц, таких причин не было и не могло быть.
|< Пред. 43 44 45 46 47 След. >|