Господа ташкентцы   ::   Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

Страница: 496 из 537

Произошло нечто неслыханное в историй: дворянство, аристократия, купечество, словом, все цивилизованное общество империи с шестидесятимиллионным населением, без различия национальности и пола, стало превозносить самые жестокие экзекуции, посылать хвалебные телеграммы, поздравительные адреса, иконы ужасным людям, которые не вышли на честный бой, а занялись умиротворением посредством виселиц" (Герцен, т. XVIII, стр. 208-210).

Как в 1612 году, общество пыталось спасти себя само, без разрешения начальства. - Ироническое сопоставление стихийно начавшейся героической борьбы русского народа в начале XVII веки за свое национальное существование с подогревавшейся реакционной печатью и правительством кампанией против "нигилистов" в 60-х годах.

...генерал произносил возмутительную речь не посрамимся, но ляжем костьми. - Салтыков пародирует здесь речь M. H. Муравьева, произнесенную в Московском английском клубе 10 апреля 1866 года: "...я скорее лягу костьми, - сказал Муравьев, - чем оставлю неоткрытым это зло, зло не одного человека, но многих, действующих в совокупности. Господа, мы всеми силами должны стараться об открытии этого зла, и надеюсь, что вы, дворяне, поможете мне в этом" (MB, 1866, Э 78, 14 апреля) - Слово "возмутительную" Салтыков здесь употребляет в смысле "призывающую к мятежу".

Так говорил... великий князь Святослав Игоревич, намереваясь вступить в сокрушительный бой с Иоанном Цимисхием... - Сражение между войсками, возглавлявшимися князем Святославом Игоревичем, и войсками византийского императора Цимисхия, произошло в 971 году и закончилось поражением русского князя.

...всех возрастов, состояний и наций.

|< Пред. 494 495 496 497 498 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]