Страница:
2 из 26
Сегодня - мое убеждение, что цель
человека не в счастьи, а в духовном повышении, уже выглядит
для многих каким-то чудачеством, странностью. Хотя еще 150
лет назад это звучало очень естественно.
- Не оттого ли это, что наш век - первый век, где на родная масса уже более не бедна. И не имеет ли эта народная
масса права пользоваться тем материальным достатком, который
раньше был доступен лишь немногим?
- Мы должны различать понятия "материальный достаток"
- на что каждый имеет право - и "жадное изобилие". Материаль
- 2
- ный достаток был у подавляющей части европейского населения
уже много веков. Возможно, у нас, у тех, кто прошел Архипе лаг ГУЛаг, другая мерка жизненного уровня. Но произошел мо ральный поворот в человечестве, переоценка значения матери альных ценностей. И в наше время человек, который строго
держит рамки самоограничения, может быть окружен любым изо билием и комфортом - и быть к нему равнодушным. Потому что
вовсе не материальное начало первичное начало нашей жизни.
Ужас не в том, что на Западе массовое изобилие, и оно приве ло к упадку нравов. Но упадок нравов привел к тому, что ста ли слишком наслаждаться изобилием.
- Но возможно ли в демократическом обществе поставить
преграды чрезмерному увлечению материальными благами?
- Демократическое общество на протяжении последних хотя
бы двух столетий прошло существенное развитие. То, что назы валось демократическим обществом 200 лет тому назад, и се годняшние демократии - это совершенно разные общества.
|< Пред. 1 2 3 4 5 След. >|