Искусство рассказа   ::   Моэм Сомерсет

Страница: 2 из 60

Кто представляет себе, как задыхается от дифтерии ребенок, никогда не поверит, что мать сознательно даст ребенку умереть, чтобы только, выросши, он не прочитал книг отца. А ведь именно это происходит в рассказе под названием "Писатель из Бельтраффио". По-моему, Генри Джеймс не имел понятия, как ведут себя обыкновенные люди. У его персонажей нет пищеварительных и половых органов. Он написал несколько рассказов про писателей, но когда кто-то ему сказал, что писатели на самом деле вовсе не такие, он, говорят, ответил: "Тем хуже для них". По-видимому, он не считал себя реалистом. Не могу утверждать, но думаю, что "Госпожа Бовари" вызывала у него отвращение. Матисс[1] как-то показывал одной даме свое полотно, изображавшее нагое женское тело. "Но женщина совсем не такая!" - воскликнула дама. "Мадам, - ответил он, - это не женщина, а картина". Точно так же, я думаю, скажи кто-нибудь Генри Джеймсу, что в его рассказах изображается не то, что происходит в реальной жизни, он бы, наверно, ответил: "Это не жизнь, а рассказ".

Свои взгляды по этому вопросу Генри Джеймс изложил в предисловии к сборнику собственных произведений, которое он назвал "Уроки мастера". Написано оно очень сложно, я вовсе не уверен, что все понял, хотя прочитал текст три раза. Смысл, если не ошибаюсь, сводится к следующему: сталкиваясь с "непреодолимой бессмысленностью и жестокостью жизни", писатель, естественно, ищет примеры "отважного неприятия, протеста или бегства от действительности" и, не находя их вокруг себя, вынужден сам создавать их из внутреннего материала своего сознания.

|< Пред. 1 2 3 4 5 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]