Страница:
226 из 234
Когда на тёмной площади остановился грузовик с немецкими колонистами, от церковной оградыотделилась высокая тёмная фигура в короткополой гуцульской шляпе-крисане. Это был Микола Колачук. Он подошёл к мастеру, командовавшему «разгрузкой» машины.
— Гостей привезли, пан? А мы ведь не звали.
— Тебе чего? — мастер сердито дёрнулся, вытащил свисток.
Колачук перехватил его толстую руку:
— Не надо, не надо тревожить жандармов, они попили сливовицы и улеглись спать — не будем им мешать хорошие сны видеть…
Мастер крикнул штрейкбрехерам:
— Эй, помогите тут убрать этого гада!
Тогда из-за церкви выскочила дружина…
Усть-чернянцы не остались в Рахове — поняли, что будет им несладко.
Это была отличная школа закалки характеров, приобщения к великой классовой борьбе. И в жизни трёх героев она пригодилась.
Из рассказа Юхновца-Максимова:
— Узнав о том, что Иосиф Лой тогда, в тридцать девятом, дезертировал из венгерской армии и бежал к нам с каким-то гуцулом — тоже дезертиром, я сразу подумал: а не один ли это из моих парней? Ведь так всё было схоже…
Да, они вскоре научились гнать штрейкбрехеров, бороться с жандармами и заставлять идти на уступки панов-предпринимателей. И всё-таки и у лесоруба, и у плотогона жизнь была нелёгкой. Вечерами хлопцы месили холодное осеннее болото у корчмы да на мосту через Богданку. И заводили разговоры о лесных тропинках, которые ведут за Говерлу, за синие горы.
|< Пред. 224 225 226 227 228 След. >|