Культура, демократия и тоталитаризм :: Залыгин Сергей
Страница:
17 из 42
Нечего и говорить о явлениях искусства - они-то плоть от плоти культуры, но здесь ошибка может состоять прежде всего в том, что само-то искусство начинает воображать, будто оно и есть нечто самое главное в культуре, что только оно и вправе ее представлять. (Дайте свободу театру и театр тотчас создаст демократию!) Такое самомнение тоже есть не что иное, как грубое бескультурье, примитив, вредный и недостойный примитив. Тоже потеря чувства меры.
Для демократического государства даже лучше, если между ним и культурой возникнет некоторое отчуждение - именно в этом отчуждении проявится его культурность и демократичность. В случае, если и культура вдруг начнет вырождаться, деградировать, государство опять-таки не теряет лица, оно остается ни при чем.
Конечно, государству обидно: оно культуру подкармливает, а культура от него независима, да еще его же и критикует. Но иного не дано. Без этого и государство не государство, а концентрационный лагерь.
* * *
Если же культура и сама захочет называться "культурной политикой", или "теорией социализма-коммунизма", ничего хорошего из этого не выйдет. Имея в виду единственность своего собственного мышления, большевики не могут обойтись без таких прилагательных к слову "культура", как "передовая", "пролетарская", "идейная" и т. д., - а это для культуры губительно. Тем более, если культура воспринимает подобные прилагательные как нечто естественное.
|< Пред. 15 16 17 18 19 След. >|