Страница:
113 из 133
— Скажите, Жеф был сумасшедший? Жеф Клаас?
— А разве он вел себя как сумасшедший?
— Не знаю. Я не могу сравнить свое детство ни с каким другим, а его ни с каким другим человеком.
— Начинайте с Дуэ.
— Грузовики, лагеря беженцев, поезда, жандармы, допрашивавшие старика, — мне он тогда казался стариком. От него они ничего не добивались и начинали допрашивать меня. Кто мы такие? Из какой деревни?
Я не знала. Мы шли все дальше и дальше, и мне кажется, что однажды я увидела Средиземное море. Я вспомнила об этом позже и подумала, что мы добрались до Перпиньяна.
— Клаас пытался попасть в Испанию? Чтобы оттуда уехать в Соединенные Штаты?
— Откуда мне это знать? Он ничего не слышал, не говорил. Чтобы понять меня, он внимательно смотрел на мои губы, и я должна была повторять много раз один и тот же вопрос.
— Почему он тащил вас за собой?
— Я сама не отходила от него. Вероятно потому, что, потеряв всех родных, прицепилась к ближайшему человеку, который, быть может, походил на моего дедушку.
— Как это вышло, что он взял вашу фамилию? Ведь ваша фамилия действительно Клаас.
— Я узнала это впоследствии. Он всегда держал в кармане какие-то бумаги и иногда записывал на них что-то по-фламандски, так как еще не знал французского. В конце концов, после многих месяцев скитаний мы очутились в Париже.
Он не был беден. Когда ему нужны были деньги, он вытаскивал из-под рубашки одну или две золотые монеты, зашитые в широкий полотняный пояс.
|< Пред. 111 112 113 114 115 След. >|