Магия книги (сборник)   ::   Гессе Герман

Страница: 424 из 497

Здесь чтение и писательство стало для Гессе процессом, в котором единый для всех смысл наполовину воспринимается, наполовину создается, - стало "балансом благородного взаимодействия изнутри и извне", по выражению американского гессеведа Штельцига.

Еще до переезда в Дом Гессе горькая нота, звучащая в концовке "Нарцисса и Златоуста", вновь пробуждает в писателе конфликт с его книжной формацией. Гессе, глядящийся в образ Златоуста, вновь ощущает недостижимость полноты бытия, возможности объединить в себе и художника и человека. "Я стал писателем, но человеком я не стал, - писал Гессе в 1929 году. - Я достиг лишь частичной цели, но главной я не достиг... Моя жизнь - это только работа". В крещендо исповедей, достигшем апогея в "Нарциссе и Златоусте", творческая формация, по выражению самого Гессе, казалась "полностью устраненной и уничтоженной... перебесившейся и выжженной". На месте развеществленного идеала Я оказалась пустая форма с контурами Я-сознания. Этой пустой формой был архетип "самости", и, вероятно, осознание этого при пересмотре всего сделанного (свои дневники 1920 года с рассуждениями об опасности исповеди в художественном творчестве Гессе, видимо, тогда перечитывал; они были опубликованы в 1932 году) вызвало у писателя прилив энергии. В 1929 году была задумана, а в 1930-1931-м написана повесть "Паломничество в Страну Востока", одно из эзотеричнейших, сложнейших и наиболее "книжных" произведений.

|< Пред. 422 423 424 425 426 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]