Страница:
125 из 180
— Да, возможно допустить, что она не поднялась бы, хотя это всегда подвержено случайности.
— Какой, например?
— Такой, например, что кто-нибудь из родственников вашего мужа после его смерти мог претендовать на родовое наследство и доказывать незаконность вашего брака.
— Нам это и в голову не приходило.
— Верю. Теперь, продолжая держаться того же сократического метода, основательному человеку представляется нужным определить: не был ли причиною всего донос?
— Да, разумеется донос, владыка! Я не знаю даже, зачем на этом так долго путаться?
— Позвольте, позвольте! Причиною был донос — и кем же сделан тот донос?
— Вы отлично изволите это знать: донос сделан дьячком.
— Дьячком! Действительно, донос сделал дьячок. Но человеку рассудительному может прийти в голову: одни ли только дьячки способны делать доносы, или же этим могут заниматься и другие?
— Разумеется, не одни дьячки, ваше преосвященство, могут доносить. Вы все это изволите знать.
— Верно, так: я это знаю; но дело не во мне. Умный человек далее судит: доносы могут делать не одни дьячки, а кто же ещё может делать доносы?
— Разные гадкие люди.
— Гадкие… — вам непременно хочется назвать их “гадкими”… Что же… конечно… разумеется… но, может быть… гм!.. дело ничего не потеряет, если мы нравственную оценку доносчиков отбросим. Для умного человека достаточно просто установить тот факт, что доносы могут делать разные люди.
|< Пред. 123 124 125 126 127 След. >|