Страница:
54 из 180
Живой русский такт, присущий этим людям, выросшим на русских поповках и погостях, даёт им верную оценку всяких событий, в которых, несмотря на их порою заносчивый характер, нет ничего способного напугать настоящего русского человека, знающего Русь,как она есть. Нет, архиереи опростились просто потому, что все живое и все желающее ещё жить теперь опрощается, по неодолимому закону событий, которых никакие тайные гундосы не могут ни остановить, ни направить по иному направлению. Так называемый престиж потерялся в заботах тяглой жизни, и его не только не для чего искать, но даже и не у кого более искать. Даже те, которые были окутаны этим престижем с ног до головы, и тем “сие оружие оскудеша вконец”. Остаётся ещё какое-то русско-татарское кочевряженье, но и оно уже никому не внушает ни почтения, ни страха. “Жизнь — по выражению поэта (И. С. Никитина) — изнывает в заботе о хлебе”.
Русь хочет устраиваться, а не великатитъся, и изменить её настроение в противоположном духе невозможно. Кто этого не понимает, о том можно только жалеть…
Понимать своё время и уметь действовать в нем сообразно лучшим его запросам — это не значит раболепствовать воле масс; нет, это значит только чувствовать потребность “одной с ними жизнью дышать и внимать их сердец трепетанью”. И наши лучшие архиереи этого хотят.
Откидывая насильственно к ним привитой и никогда им не шедший византийский этикет, они сами хотят опроститься по-русски и стать людьми народными, с которыми по крайней мере отраднее будет ждать каких-либо настоящих мер, способных утолить нашу религиозную истому и возвратить изнемогшей вере русских людей дух животворящий.
|< Пред. 52 53 54 55 56 След. >|