Страница:
87 из 180
А посему можно думать, что Русь судит о церковном правительстве митрополита Филарета Амфитеатрова правильно: она держится в этом слов своего божественного учителя:“дерево узнается по плодам” (Мф. XII, 33).
Не мне одному, а многим давно кажется удивительным, почему так много говорится об “истинном монашестве” митрополита Филарета московского и при этом никогда не упоминается об истиннейшем монахе Филарете киевском [35] . Не дерзая ни одного слова сказать против первого, я все-таки имею право сожалеть, что его монашество как будто совсем застилает того, кого ещё при жизни звали не иначе, как “наш ангел”. Вся жизнь митрополита Филарета Амфитеатрова может быть поистине названа самою монашескою в самом наилучшем понятии этого слова… Но, кажется, и об этих высоких людях надо сказать то, что Сократ сказал о женщинах, то есть что “лучше всех из них та, о которой нечего рассказывать”, — или по крайней мере нечего рассказывать в апологиях, а достаточно вспомнить ненастным вечером, у домашнего очага, где тело согревается огоньком, а душа тихою беседою о добром человеке.
Память подобных людей часто не имеет места в истории, но зато она легко переходит в жития — эти священные саги, которые благоговейно хранит и чтит память народа.
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
От милостивого Филарета киевского перейдём к другому, тоже очень доброму старцу, епископу Н<еофи>ту. Этот был в ином — гораздо более весёлом роде, но тоже чрезвычайно прост, а при всем этом правил епархиею так, что оставил её своему наступнику ничуть не хуже иных прочих.
В отдалённой восточной епархии, где недавно “окончил жизнь свою смертию” пр.
|< Пред. 85 86 87 88 89 След. >|