Страница:
32 из 34
Радикальная аграрная революция, лихорадочная индустриализация страны - все это должно было дать богатый материал для художника, но, разумеется, не в порядке "службы", команды, спешности, противоречивших самой сущности творческого процесса, гораздо более сложного, чем это представлялось командирам из РАПП-а. Часть крупных писателей, понимавших (вернее - чувствовавших) художественную опасность такой "службы", почти перестали появляться в печати (Бабель, Сейфуллина, Ценский и др.). Иные предпочли уйти от этой опасности в прошлые века, - так неожиданно родился жанр русского исторического романа (А. Толстой, Форш, Тынянов), и очень характерно, что это имело место опять-таки в Петербурге.
Но в то же время и петербургские, и московские авторы дали ряд произведений на самые злободневные темы - индустриализации, "вредительства", обороны и т.д. Удачи здесь были только редким исключением, и такими удачливыми авторами оказались только писатели-коммунисты (Шолохов, Афиногенов) - по причинам очень понятным: эти авторы не были поставлены в необходимость непрестанно доказывать свою благонадежность за счет художественной правды. Романы и пьесы писателей-попутчиков, сделанные в порядке "службы", без настоящего творческого подъема, в большинстве оказались значительно ниже обычного уровня их авторов ("Волга" Пильняка, "Авангард" Катаева, "Соть" Леонова, "Война" Н. Тихонова, "Горячий цех" Форш, "Линия огня" Н. Никитина и др.).
Неблагополучие становилось все очевидней.
|< Пред. 30 31 32 33 34 След. >|