Несколько печальных дней (Повести и рассказы) :: Гроссман Василий
Страница:
12 из 566
В этом вагонном разговоре обнаруживает себя сейчас уже едва различимый, а тогда бросавшийся в глаза, даже дерзкий полемический вызов так называемой литературе пятилеток, "производственной" литературе, которая утвердилась в те годы как закономерный и прямой отклик на "социальный заказ" эпохи (разумеется, вульгарно истолкованный), как воплощение "новой", духоподъемной эстетики, на самом деле носившей казенно прагматический характер. Источник вдохновения эта литература искала в процентах перевыполнения планов, тоннах угля и стали, центнерах хлеба, она воспевала ударные темпы и рекорды стахановцев, поэтизировала конвейеры и домны, клеймила разумный инженерный и хозяйственный расчет как проявление консервативного, "старорежимного" мышления, человек занимал ее лишь в качестве самоотверженного или нерадивого добытчика тонн и центнеров, она мало интересовалась и плохо представляла себе, как и чем он живет. Гроссман, пришедший в литературу с производства, хорошо знавший подлинную жизнь людей труда, прекрасно понимал, что эта жизнь никак не вмещается в плоский, одномерный, искусственный мир по одной колодке скроенных сочинений на "производственную" тему. Даже тогда, когда, как в "Цейлонском графите", действие почти целиком разворачивается на территории фабрики, проходная не отгораживает персонажей от непроизводственных забот и проблем.
Герой для Гроссмана всегда "человек среди людей" (так он напишет в одном из последних произведений).
|< Пред. 10 11 12 13 14 След. >|