Николай Гумилев в воспоминаниях современников   ::   Гумилев Николай

Страница: 104 из 425

Родос символ ушедших веков, веков веры и рыцарского подвига, это цитадель "посвященных небу сердец", чтоне стремятся "ни к славе, ни к счастью". Эту вышнюю любовь поэт воспевает, как слияние земли и неба, как видение волшебно-страдальческой красоты.

В одном из последних своих стихотворений "Заблудившийся трамвай" (из "Огненного столпа") Гумилев так вспоминает "Машеньку", ирреалистически смешивая времена и места действия:

...А в переулке забор дощатый,

Дом в три окна и серый газон...

"Остановите, вагоновожатый,

Остановите сейчас вагон!"

Машенька, ты здесь жила и пела,

Мне, жениху, ковер ткала,

Где же теперь твой голос и тело,

Может ли быть, что ты умерла!

Как ты стонала в своей светлице,

Я же с напудренной косой

Шел представляться императрице

И не увиделся вновь с тобой.

И в предпоследней строфе:

Верной твердынею православья

Врезан Исаакий в вышине,

Там отслужу молебен о здравье

Машеньки и панихиду по мне...

Мне кажется, что Машу находим мы и в Деве-Птице (написана тогда же, в 1917 году, когда Гумилев увлекался фольклором Бретани) :

...И вдруг за ветвями

Послышался голос, как будто не птичий,

Он видит птицу, как пламя,

С головой милой, девичьей...

Но в образе этой птицы поэт видит не только обреченную на раннюю смерть Машу, а также и других "райских птиц", в которых преображал он девушек, вызывавших в нем сладостное мечтание и предчувствие рока.

|< Пред. 102 103 104 105 106 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]